Субъективный штраф в 5 тысяч рублей
Субъективный штраф в 5 тысяч рублей31 октября 2013 года в Госдуму внесен законопроект, вводящий наказание за агрессивное вождение транспортного средства. Штраф, предусмотренный за подобное правонарушение, будет варьироваться от 2500 до 5000 рублей.
Законопроект квалифицирует агрессивное вождение как манеру управления транспортным средством, которая будет выражаться в:
1) преднамеренном опасном маневрировании – перестроении из одной полосы в другую;
2) преднамеренном резком необоснованном торможении, совершенном после ускорения;
3) преднамеренном создании необоснованных помех водителям иных транспортных средств;
4) преднамеренном опасном необоснованном приближении к транспортному средству, двигающемуся впереди.
Сразу же заметим, что основным признаком агрессивной езды авторы законопроекта называют преднамеренность, умышленность, осознанность своих негативных действий, «бьющих» по безопасности дорожного движения.
Казалось бы, прекрасная инициатива с точки зрения самой идеи. Но вот способ ее реализации вызывает закономерные вопросы. Попробуем разобраться.
Дело в том, что еще в апреле 2012 года подобная инициатива была обозначена и отвергнута. Главный аргумент «против» состоял в субъективизме оценки ситуации инспектором ДПС, помноженном на его коррумпированность. Поэтому законопроект был отправлен на доработку. И вот он, переработанный за полтора года, по мнению его идеологов, включил в себя три основные новации.
Во-первых, наличие умысла (вины), как основания для ответственности.
Во-вторых, необходимости видеофиксации правонарушения, как способа доказывания.
В-третьих, правомочность только судебного решения, как основания для ответственности.
Согласитесь, проблема агрессивной и безрассудной езды есть. И новации в законопроекте есть. Но решения нет, даже спустя полгода. Зададимся простым вопросом: А не превратился ли субъективизм инспектора ДПС (в старом варианте законопроекта) в субъективизм должностного лица, выносящего вердикт об умысле содеянного на основании видеозаписи? Или целесообразней отдать принятие решения на откуп судье, который ничего не смыслит в Правилах дорожного движения?
Главное, чтобы «горячеголовая» инициатива не возымела мгновенного успеха, чтобы потом быть отмененной или попавшей под мораторий. В противном случае, неизбежны изменения в Правилах уже в следующем году. И законопослушный водитель в очередной раз будет сидеть перед компьютером, решать экзаменационные билеты ПДД и изучать Правила, чтобы быть в курсе очередных непродуманных новаций наших депутатов.