ОСАГО на вираже
Каждый гонщик в повседневной жизни сталкивается с обычными житейскими проблемами, в том числе и со страхованием своего «домашнего» автомобиля. Тем более, что тема ОСАГО с каждым месяцем только набирает обороты. В прессе эмоционально обсуждаются проблемы, стартуют многочисленные народные акции, активисты требуют сделать страхование честным и т.д. Даже на тематических сайтах с универсальными калькуляторами каско стали появляться разделы с интерактивными опросами на тему ОСАГО.
Особенно критична ситуация в регионах, где граждане порой просто не могут купить полис обязательного страхования. Чем дальше, тем больше в СМИ появляется эмоциональных оценок, непрофессиональных суждений и прочих разговоров, искажающих действительность. Чтобы не погрязнуть в этом круговороте дезинформации, необходимо рассмотреть проблему с точки зрения фактов.
Тарифы не менялись 11 лет
Тарифы и лимиты ответственности по ОСАГО не менялись в течение 11 лет, т.е. дольше, чем просуществовала гоночная серия Russian Touring Car Championship. Сегодняшние тарифы «автогражданки» полностью не соответствуют реалиям рынка. Если раньше страховой суммы по ОСАГО в размере 120 000 - 160 000 рублей хватало на компенсацию ремонта в большинстве случаев, то сейчас эти суммы могут помочь только при незначительном ДТП. Автомобили выросли в цене, стоимость запчастей и ремонтных работ увеличилась в два и более раза. Подорожало всё, кроме ОСАГО. Страховщикам в такой ситуации стало сложно зарабатывать, и они начали настаивать на повышении тарифов.
«Зелёный свет» мошенникам
В отличие от специальных программ каско для гоночных болидов, ОСАГО — массовый вид страхования, охватывающий всю страну. По этой причине он всегда был привлекателен для мошенников. На региональных рынках работали не только добросовестные страховые компании, но и их менее надежные коллеги, которые массово продавали полисы ОСАГО со скидками, попутно уговаривали клиентов на каско и рассчитывали на калькуляторе весьма заманчивые цены.
Экономные клиенты с радостью приобретали такие полисы, а при страховом случае оказывались либо с мизерными выплатами, либо вовсе без таковых. Обманутые клиенты устремились в суды, а суды стали принимать сторону пострадавших, зачастую, не принимая во внимание условия страхового договора. В итоге все страховщики, и «хорошие», и «плохие» получили лавинообразный рост убыточности по автострахованию.
И если с каско у компаний был простор для маневра (повышение тарифов, пересмотр коэффициентов и т.д.), то в обязательном ОСАГО справиться с убыточностью не удалось. Более того, лояльная позиция судов активизировала мошенников в рядах самих автолюбителей, и страховщиков накрыло ещё одной волной убыточности.
Сойти с дистанции или бороться до последнего поворота?
Рейтинги страховых компаний в ОСАГО стали меняться подобно расстановке пилотов в таблице RTCC в самые непредсказуемые сезоны. Прежние лидеры рынка, которые исправно платили по страховым случаям и выполняли свои обязательства, вынуждены были сворачивать работу с розницей в регионах, чтобы как-то скорректировать отрицательную динамику. В офисах сократили число клиентских менеджеров, часы работы и сервисные расходы. За счет этого процедура проверки страхователей по базам стала боле длительной. Клиентам стали предлагать больше дополнительных услуг, в надежде, что прирост продаж сможет частично перекрыть расходы на ОСАГО.
Без паники!
Чем это обернулось? Нарастающей истерией со стороны клиентов, которые болезненно реагируют на очереди, навязывание услуг, массово обращаются в ФАС и полицию. Если ситуация будет продолжать развиваться в таком русле, добросовестных страховщиков на рынке ОСАГО просто не останется. Они все свернут работу, выполнив обязательства по действующим полисам. Что тогда останется гражданам? Приобретать обязательные для вождения машины полисы «автогражданки» у сомнительных фирм, которые занимают нижние строчки рейтингов страховых компаний или вовсе отсутствуют в них. Такое положение дел не выгодно ни одному автовладельцу.
В ожидании перемен
Самым правильным решением будет успокоить нервы, принять все меры для покупки полиса у крупного страховщика с известной репутацией, пусть даже в нагрузку придётся купить ещё какой-то недорогой полис, и терпеливо ждать поправок в законодательство об ОСАГО. Именно поправки должны скорректировать ситуацию. Отстаивать свои права — правильное дело, но в сегодняшней ситуации с ОСАГО оно может привести совсем не к тем результатам, которые интересны и выгодны автолюбителям.