Вождение переднеприводного автомобиля
Так уж повелось, что с тех, уже далеких, времен, когда Генрих Форд представил миру свой автомобиль, это самодвижущееся техническое чудо управлялось тремя ножными педалями. Из них две, газа и тормоза, были подставлены под правую ногу, а педаль сцепления находилась под левой ногой. Управление машиной сводилось к поочередному нажиманию правой ногой на газ или тормоз, и к одновременному или независимому нажатию педали сцепления левой ногой. Такое расположение педалей и ног на них позволяло уверенно контролировать автомобиль при достаточно статичных и медленно развивающихся режимах езды.
Вначале неудобство от такого вождения почувствовали профессиональные гонщики. И они первыми, чисто интуитивно, пришли к мысли, что резко маневрировать автомобилем можно и на больших скоростях путем динамического меняющегося распределения веса машины между передней и задней осями, последовательно загружая их торможением или активным разгоном. Для этого правая нога находится на педали газа и продолжает давить на неё, а левая нога занимает непривычную для себя позицию над педалью тормоза с последующим краткосрочным нажатием.
Конечно, левая нога у обычного водителя натренирована только на работу со сцеплением и, готовая к нажатию, автоматически занимает положение над ней. Поэтому необходимо приучить и натренировать её находить и жать тормозную педаль. Ведь, если нажать на тормоз слишком сильно, то колеса могут заблокироваться и начнется занос задней части машины, что приводит к нежелательному, а иногда и неконтролируемому, её развороту при маневре. Не забывайте, что на www.urokivogdenia.ru инструктор по вождению научит водить автомобиль уверенно и спокойно. Опытный автоинструктор советует присмотреться к кошке, ступающей по карнизу. Она никогда не наступит на непроверенное место резко и всем своим весом. Так же осторожно нужно натренировать левую ногу, чтобы она получила чувствительность, и только потом уже применять этот прием на дороге. Как выяснилось, в критических ситуациях, особенно на автомобилях с передним приводом, этот прием просто необходим.
Переднеприводные автомобиля получили наибольшее распространение в течение последних десятилетий. Такой привод и дешевле в производстве и проще в управлении. К тому же машины с таким приводом более устойчивы на трассе и хорошо держат курс на прямой дороге. К недостаткам следует отнести плохую управляемость при скоростных поворотах. Так, при движении по дуге на большой скорости происходит срыв передней оси автомобиля. При этом его передняя часть приподнимается, и сцепление колес с дорожным покрытием ослабевает. Как следствие, передние колеса начинает сносить. При большой инерции, увеличивающейся с увеличением скорости автомобиля и превышающей силу сцепления колес с дорогой, машину может вынести на наружную от поворота обочину.
Машина в таком случае может на высокой скорости съехать в придорожный кювет, или, еще хуже, наехать на какое-либо препятствие. Водитель, чтобы избежать такой аварии, может уменьшить инерцию путем снижения скорости, что не всегда приемлемо. В таких ситуациях, даже уже при срыве передних колес, чтобы не потерять скорость, можно для торможения использовать левую ногу. Этот прием позволяет в момент, когда начинается срыв передней оси машины или есть необходимость экстренного «доворота», загрузить весом машины передние колеса, тем самым увеличив их сцепление с дорогой. Задняя часть машины при этом разгружается и не препятствует повороту. У профессиональных гонщиков это происходит, практически, автоматом и почти не задумываясь. Левая нога жмет на тормоз, а газ остается открытым.
Возможен и другой вариант, который применим также для автомобилей с любым видом привода. Этот вариант также удобен для автомобилей с автоматической коробкой передач, где всего-то две педали. На подходе к повороту, торможением левой ногой при открытом газе загружается передняя ось. Таким образом, увеличивается связь колес с дорогой и даже на большой скорости машина становится много чувствительней к действию рулем. Однако, существует один нюанс в том, что в этом случае нельзя опаздывать с поворотом. Начало вращения рулем должно совпасть с моментом отпускания педали тормоза. Специальные уроки вождения позволяют за короткое время приобрести необходимые навыки. В противном случае эффект будет обратным, т.е. занос будет усиливаться. Чуть опоздаешь с вращением руля, и поворачивать придется, когда сжатая передняя подвеска уже разжалась, и вес автомобиля перешел на задние колеса. При таком распределении веса теряется сцепление передних колес с дорогой, машина не слушается руля и едет прямо, съезжая с проезжей части в сторону.
Особенно же эффективно торможение левой ногой в переднеприводных автомобилях. Намеренно создавая занос задней оси, можно найти выход из самых сложных критических ситуаций. Самая распространенная из них – экстренный объезд препятствий. Применяют этот прием, преодолевая различные неровности на дороге, благо таких препятствий на наших дорогах предостаточно. Резко ударив левой ногой по педали тормоза, сначала загружается передняя ось. Потом педаль тормоза отпускается и преодолевается препятствие в момент, когда подвеска разгружается на обратном своем ходу.
Но бывает, что машина, в результате маневра попала в занос и ее «закрутило». Опытные гонщики в таких случаях долго не думают и традиционно жмут в пол педали тормоза и сцепления. Только так можно выровнять и стабилизировать автомобиль, не дав при этом заглохнуть мотору, чтобы впоследствии быстро уехать с опасного участка, не подставляясь другим автомобилям. Чрезвычайно осторожным при торможении левой ногой нужно быть, если под колесами окажется лед. И движение рулем, и изменения газа должны быть чрезвычайно плавными. Но если занос начался, то только решительное вращение руля в сторону заноса может остановить вращающееся движения автомобиля. А кратковременный сброс газа с последующим его прибавлением позволит нагрузить передние колеса, добавив им управляемости.