Правильная эксплуатация автомобильного аккумулятора
Материалы статьи предоставлены сайтом СТЕК.ru.
Аккумуляторная батарея – главный герой сильных морозов. Именно на него возлагаются все надежды при повороте ключа в замке зажигания. Сейчас аккумуляторы перестали быть дефицитом, но все же мы немного расскажем о правильном использовании аккумуляторных батарей.
Свинцовая кислотная батарея любит быть заряженной. Большинство батарей, которые мы видим в продаже – стартерные. Они предназначены для короткого расхода тока и быстрой перезарядки. Емкость, резервная емкость – все это используется в полной мере лишь в экстремальных случаях. Поэтому чем короче нагрузка и быстрее зарядка, тем лучше.
Глубокоразряженные аккумуляторы нужно заряжать с режимом восстановления. При разрядке аккумулятора большая часть кислоты взаимодействует со свинцом, который в среде кислоты формирует сульфаты – слаборастворимые кристаллы. Чем сильнее разряжен аккумулятор, тем больше этих сульфатов и тем сложнее их растворить. Цикл восстановления сводится к импульсному режиму зарядки либо чередованию нагрузки и зарядки с короткими паузами. Такие режимы позволяют не просто зарядить аккумулятор, но и вернуть утраченную емкость.
Разряженный аккумулятор нельзя замораживать. Основная реакция в батарее такова, что большая часть кислоты превращается в воду, а на пластинах вырастают сульфаты – кристаллы слаборастворимой соли. Замерзая вода ломает и сам аккумулятор, и пластины, выдавливает из решеток активную массу и все прочее. Поэтому на морозе аккумулятор должен находиться в заряженном состоянии.
Батареи нужно хранить в заряженном состоянии. Например, авиационные аккумуляторы сначала заряжают, а потом осушают (сливают кислоту). Чтобы перевести батарею в режим готовности нужно просто заполнить «банки» свежей кислотой. С обычными автомобилями такая процедура слишком сложна и нецелесообразна. Есть зарядные устройства с режимами поддержания заряда, например, шведские зарядные устройства CTEK. Его можно подключить к аккумулятору, и оно сначала зарядит его, потом возьмет на себя всю нагрузку (сигнализацию, иммобилайзер, часы) и периодически будет подзаряжать аккумулятор, проверяя его напряжение.
Аккумулятор с мороза не стоит ставить в таз с горячей водой. Резкий перепад температур может очень плохо отразиться на пластинах аккумулятора.
Нельзя допускать кипения необслуживаемых аккумуляторов. Автоматическое отключение, если оно есть, работает не всегда точно. Кипение необслуживаемого аккумулятора чревато падением емкости: плотность электролита изменится, так как при кипении вода превращается в кислород и водород и выходит через вентиляционные отверстия. Те же устройства семейства CTEK завершают зарядку в очень щадящем режиме, чтобы если пузырьки и образовывались, то они успевали полностью перейти в жидкую воду.
Нагрузку лучше давать в несколько коротких подходов, чем в один длительный. Во-первых, так в поры активной массы попадет свежая кислота, во-вторых сульфаты будут нарастать отдельными слоями и их будет легче растворять при зарядке.